Это мучительный недуг. Больные испытывают почти постоянные боли, скованность в суставах, функции которых нарушаются, что в конце концов приводит к ранней инвалидности. Возникнуть болезнь может в любом возрасте, даже в детском, пик приходится на средний (около 40 лет), довольно часто развивается у пожилых. Было бы заблуждением считать, что заболевание хоть и мучительное, но не смертельное. На самом деле от него умирают, только это так называемая скрытая смертность — ревматоидное поражение сердца приводит к роковой сердечной недостаточности.
Отчего возникает ревматоидный артрит, не установлено. Это аутоиммунное заболевание, то есть вызванное нарушением функции иммунной системы или ее отдельных компонентов. В России больных ревматоидным артритом, по официальным данным, более 300 тыс., а по неофициальным - около 800 тыс. человек. Здесь нет
Лечение ревматоидного артрита проводится во взаимодополняющих направлениях: уменьшить боль, попытаться затормозить прогрессирование болезни, подавить воспаление на всех уровнях. С этой целью используются различные методы медикаментозной терапии, а также хирургическое вмешательство. Применяются в том числе гормоны и средства, пришедшие из онкологии, но назначаемые в ревматологической практике в низких дозах, в частности метотрексат.
Но ревматоидный артрит — болезнь очень упорная. Есть больные, которые все перепробовали и которым ничего не помогло, в том числе ни метотрексат, ни глюкокортикостероиды. И таких больных не так уж мало — в нашей стране каждый пятый. У них тяжелые прогрессирующие формы болезни. Настоящим спасением для них может стать так называемая биологическая терапия. Тоже, кстати, с успехом применяемая в онкологии.
Медики считают, что сейчас наступает эра биологической терапии. Около 20 лет назад была разработана техника получения моноклональных антител к определенному виду молекул. Это вещества, которые обладают предсказуемым действием при их введении. Различные типы таких антител применяли для подавления отторжения трансплантата при пересадках органов, потом их стали использовать в онкологии для лечения опухолей, и, наконец, новые медицинские технологии пришли в ревматологию.
Когда не помогает традиционная терапия, главными инструментами в лечении становятся специфические моноклональные антитела, действие которых направлено против конкретных клеток и цитокинов (информационных молекул). Например, при ревматоидном артрите используют ритуксимаб — моноклональное тело к
Чем раньше назначается терапия биологическими препаратами, тем больше шансов предотвратить разрушение суставов и сохранить работоспособность больного. Иногда удается полностью остановить патологический процесс, возвращая пациента к нормальной жизни. Конечно, проводить биологическую терапию может только высококвалифицированный специалист-ревматолог. Но такое лечение должно быть доступно всем нуждающимся в нем.
В 2005 году был организован первый центр лечения аутоиммунных заболеваний при Институте ревматологии РАМН, в 2006 году — при Петербургской медицинской академии последипломного образования. К концу 2007 года таких центров было более 70.
Недавно открылся центр биологической терапии на базе Клинической больницы № 5 в Ярославле. Выступая на его открытии, директор Института ревматологии академик РАМН Евгений Насонов признал это событие знаковым, высоко оценив оснащенность центра и профессионализм ярославских медиков. Профессор Андрей Баранов, проректор Ярославской медицинской академии, подчеркнул, что раньше для того, чтобы пациенты могли получить лечение такого уровня, им приходилось пробиваться в клиники Москвы и Санкт-Петербурга, теперь же высокотехнологичная помощь может быть им оказана в родном городе.
Сегодня лечение биологическими препаратами доступно менее чем 1% официально зарегистрированных больных ревматоидным артритом. Создание центров биологической терапии в регионах будет означать для тысяч больных возвращение к нормальной жизни.